Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российский государственный гуманитарный университет
АНО «Умная цивилизация»

БРИКС: когда границы объединения не кончаются аббревиатурой

30.10.2025 Читать ~7 минут
БРИКС: когда границы объединения не кончаются аббревиатурой

Первое, что приходит на ум, когда речь заходит о Малайзии, это трагическая история с крушением малазийского Boeing в 2014 году в небе над Донбассом. Из совсем недавних впечатлений – завирусившийся в сети танец президента США Дональда Трампа перед встречающими его малазийскими музыкантами в Куала-Лумпуре. 

Какие ещё факты об этой стране может вытащить из памяти среднестатистический житель России? Один из главных авиа-хабов в юго-восточной Азии (наравне с Сингапуром), башни Петронас, знакомые по фотографиям из запрещенной социальной сети, и, собственно говоря, всё. Некоторые отмечают схожесть флага страны с американским, но это уже выглядит, как продвинутый уровень знаний.

В то же время, если вы откроете поисковик по новостям и сделаете запрос «Малайзия», то на вас обрушится лавина сообщений о потенциальных проектах между Москвой и Куала-Лумпуром: постройка АЭС, увеличение поставок сжиженного природного газа, экспорт медикаментов, зерновой продукции, мясной продукции и многое другое. В каком-то смысле, перед вами откроется окно в ближайшее будущее, потому что Малайзия в скором времени может стать новым полноправным членом БРИКС – и тогда новостные блоки об этой стране будут регулярно появляться в прайм-тайм.

Премьер-министр страны Анвар Ибрагим дважды за последние два года посещал Россию, прощупывая почву на предмет перспективных сфер сотрудничества и его масштабов. Визит в мае 2025 г. совпал по времени с вынесением решения Совета Международной организации гражданской авиации признать Москву виновной в крушении малазийского Боинга 777. Показательно, что премьер Ибрагим не стал обходить тему стороной и публично предложил российской стороне возобновить прямое авиасообщение между странами. Малайзия десять лет последовательно указывала на предвзятость расследования, проводимого Нидерландами, и негативный инфоповод был использован для того, чтобы подчеркнуть стремление к сотрудничеству.

С 26 по 28 октября в Куала-Лумпуре прошёл очередной саммит АСЕАН, на который традиционно съезжаются многие главы государств. Президент Бразилии Лула да Силва воспользовался площадкой, чтобы заявить о решении своей страны поддержать возможное присоединение Малайзии к БРИКС в качестве полноправного участника. Не стоит сомневаться, что такую же позицию занимают и все остальные участники объединения, поэтому вступление Малайзии в БРИКС – дело недолгого времени.

Несмотря на то, что среднестатистический гражданин России мало осведомлён о малазийской экономике, это довольно развитая страна и в перспективе важный торговый партнёр для нашей страны. 

Малайзия – одна из ведущих стран в мире по производству микроэлектроники и полупроводников. Она способна закрыть нишу, которую с 2022 года освободил недружественно настроенный Тайвань и его технологический гигант TSMC. Со своей стороны, Малайзия также находится в поиске надёжного рынка сбыта с того момента, как Дональд Трамп ввёл против неё 19% тарифы. Сотрудничество Москвы и Куала-Лумпура в этой сфере можно будет смело назвать взаимовыгодным.

Есть ещё много тем в контексте торговли, которые наши страны будут обсуждать, но гораздо любопытнее выглядит сам факт расширения БРИКС. Кажется, что этот процесс только набирает обороты, и страны-участницы искусственно тормозят расширение объединения.

По сути, БРИКС уже давно перестал быть удачным сочетанием букв для стран, из которых это объединение состоит. В чём секрет успеха? Чаще всего эксперты делают акцент на том, что перед нами удачный формат для обсуждения экономических вопросов. На первый взгляд, всё так и есть, но тогда почему не взлетела площадка G20? По какой причине саммиты Большой Двадцатки плавно переходят в категорию рудиментов мировой политики, хотя они стали проводиться раньше и в более широком составе?

На наш взгляд, БРИКС привлекает не столько самой экономикой, сколько экономической идеей: здесь страны сотрудничают без принуждения и давления друг на друга. Во время слома эпох и перехода от однополярного мира к многополярному все региональные игроки инстинктивно тянутся к уважительному и равноправному диалогу. Похоже, что именно такие простые вещи, которые традиционно связывали с дипломатией, сегодня оказались в цене. Возможно, именно в этом кроется главная притягательность БРИКС.

 

Автор: Артур Богачев
Заместитель директора по исследованиям и аналитике Центра «Дипломатия знаний» РГГУ