Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российский государственный гуманитарный университет
АНО «Умная цивилизация»

О перспективе БРИКС стать полноценным экономическим интеграционным объединением

03.04.2025 Читать ~5 минут
О перспективе БРИКС стать полноценным экономическим интеграционным объединением
 Президент России Путин, выступая на съезде РСПП, констатировал превосходство БРИКС над G7 по показателю экономического роста (4.9% против 1.9% соответственно). Как Вы думаете, может ли БРИКС со временем стать полноценным экономическим интеграционным объединением или в силу серьезных различий между странами экономическая интеграция невозможна?

 

Дашичев Александр — руководитель по исследовательской и экспертно-аналитической работе Центра «Дипломатия Знаний» РГГУ:

Ввиду того, что страны БРИКС представляют разные цивилизации и располагают достаточно непохожими экономическими и политическими моделями — наибольшая доля взаимодействий между странами объединения до сих пор протекает в двустороннем формате, а не с опорой на мощности объединения в целом. В некоторых случаях, соответствующих механизмов взаимодействия ещё попросту нет. К тому же, экономические показатели стран БРИКС по-прежнему измеряются в долларах США, а вопрос дедолларизации является предметом горячих дискуссий по всему миру.

Несмотря на различия, страны БРИКС безусловно имеют общие интересы в области экономического развития, с точки зрения повышения своего влияния на мировой арене и в вопросе создания более справедливого многополярного мира.

Одним из примеров успешного сотрудничества стран БРИКС является создание Нового банка развития (НБР), который призван финансировать проекты в области инфраструктуры и международного развития. НБР утвердил более 80 проектов на общую сумму около 30 миллиардов долларов США. Кроме того, страны БРИКС активно развивают торговые отношения друг с другом. По данным Всемирной торговой организации (ВТО), торговля между странами БРИКС увеличилась с 286 миллиардов долларов в 2009 году до порядка 10,4 трлн. в 2024, лишь немного уступая Евросоюзу с показателем в 14,3 трлн.

Другим успешным примером растущей экономической интеграции стран БРИКС является инициатива BRICS PAY  , единая платёжная система для международных платежей и переводов, призванная минимизировать риски и последствия жёстких экономических санкций от других представителей международного сообщества, которая уже функционирует в демо-режиме.

Отдельным поводом для гордости и оптимизма можно назвать успешную деятельность Росстата по централизации статистических данных в объединении БРИКС в на едином портале, а также многолетняя работа по систематизации данных с 2010 года, что безусловно вносит вклад в дальнейшее сближение стран объединения, в том числе экономическое.

Однако, несмотря на вышеперечисленные достижения, существуют и вызовы для экономической интеграции БРИКС.

К примеру, в Бразилии ВВП по ППС составляет около 20 тыс. долларов США, а в Индии — около 12 тыс., что не может не влиять на их соответствующие экономические стратегии.

Также существуют торговые барьеры и конкуренция за рынки, например, между Китаем и Индией. Китай активно продвигает инициативы, такие как «Один пояс, один путь», в то время как Индия выражает опасения по поводу потенциального доминирования Китая в регионе. Двусторонние отношения стран остаются напряжёнными из-за территориальных споров и экономических разногласий.

Нельзя не отметить и ряд торговых барьеров, включая таможенные пошлины, нетарифные меры и различия в стандартах и регламентах. Например, средние таможенные пошлины в странах БРИКС колеблются от 3% до 15%, что создаёт дополнительные издержки для экспортёров. К тому же, нетарифные барьеры, такие как санитарные и фитосанитарные нормы, также затрудняют торговлю сельскохозяйственной продукцией.

Наконец, инфраструктурные трудности, мешающие экономической интеграции стран БРИКС, включают недостаточную транспортную и цифровую связность между ними. По состоянию на 2025 год, транспортная инфраструктура стран БРИКС развита неравномерно, что затрудняет торговлю и потоки инвестиций. Также существуют различия в стандартах и правилах регулирования, что усложняет координацию экономических политик. И несмотря на рост цифровых технологий, уровень цифровизации экономики в странах БРИКС остаётся разным, что препятствует интеграции.

Тем не менее, мы безусловно являемся свидетелями экономического сближения между странами БРИКС, что, в свою очередь, влечёт за собой переосмысление текущих реалий и оперативный поиск решений. Ключ к преодолению насущных проблем лежит в развитии транспортной и цифровой инфраструктур, дальнейшей работе над согласованием стандартов и правил в многостороннем формате, а также в гармонизации совместного образа будущего между странами. Таким образом, сценарий превращения БРИКС в полноценное экономическое интеграционное объединение не только вполне реален, но уже является естественным международным процессом.