В 2024 году Российская Федерация стала страной-председателем в БРИКС. 22–24 октября в Казани состоится саммит БРИКС.
К данному событию приурочена презентация результатов исследования «Образ России и БРИКС в представлении молодежи стран БРИКС».

Исследование проводилось в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ «Умная цивилизация». Кураторы – Центр «Дипломатия знаний» Российского государственного гуманитарного университета, АНО «Умная цивилизация», исполнитель – АНО Центр развития «НОВАЯ ЭРА». Партнерами за рубежом выступили университеты и крупные молодежные НКО.
Исследовательско-аналитической команде удалось выявить, как молодежь видит образ будущего БРИКС, а также восприятие БРИКС и России молодежью Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Определены желаемые форматы сотрудничества между молодыми людьми стран объединения, а также выявлены представления иностранной молодежи о культуре и достижениях России.
Исследование является самым масштабным и прецедентным, проводимым среди данной
целевой аудитории. Исследование проведено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ.

Задачи исследования:

Определен образ БРИКС в представлении молодежи стран БРИКС;

Определен образ России в представлении молодежи стран БРИКС;

Определены ключевые ценности молодежи стран БРИКС;

Определены желаемые форматы сотрудничества между молодежью России и стран БРИКС;

Определены желаемые форматы сотрудничества между молодежью стран БРИКС;

Определено представление молодежи БРИКС о культуре и достижениях России.

Исследование проводилось в 2024 году на родном языке респондентов в их стране проживания.

Форматы: качественный (фокус-группы) и количественный (анкетирование) с охватом 5 500 респондентов:

  • 1 100 чел. в Бразилии (1 000 чел. — анкетирование, 100 чел. — фокус-группы);
  • 1 100 чел. в России (1 000 чел. — анкетирование, 100 чел. — фокус-группы);
  • 1 100 чел. в Индии (1 000 чел. — анкетирование, 100 чел. — фокус-группы);
  • 1 100 чел. в Китае (1 000 чел. — анкетирование, 100 чел. — фокус-группы);
  • 1 100 чел. в ЮАР (1 000 чел. — анкетирование, 100 чел. — фокус-группы).

Целевая аудитория исследования

Молодые люди в возрасте 18–35 лет, обучающиеся в колледжах и высших учебных заведениях, а также работающая молодежь стран БРИКС.

Методика фокус-групп позволила заинтересовать молодежь, обеспечить психологическую открытость и творческую вовлеченность.
Респондентам на фокус-группах был предоставлен выбор из набора «линеек» символических характеристик образов по принципу «Если это, то что».

Примеры «линеек» характеристик образа страны и БРИКС:
• «Если Бразилия/Россия/Китай/Индия/ЮАР/БРИКС сейчас — символ, то какой?»;
• «Если Бразилия/Россия/Китай/Индия/ЮАР/БРИКС будущего — животное, то какое?»;
• «Если Бразилия/Россия/Китай/Индия/ЮАР/БРИКС сейчас — музыкальный жанр, то какой?»;
• «Если Бразилия/Россия/Китай/Индия/ЮАР/БРИКС будущего — профессия, то какая?».

1

Результаты исследования показывают, что сегодня большая часть международных организаций представляют интерес для молодежи. Даже в случае той или иной конфронтации их государств с рядом стран или международных организаций, молодое поколение продолжает рассматривать все институты как потенциальную возможность получить дополнительный фактор развития своих стран. Так, 69% молодежи России заинтересовано в развитии сотрудничества с ЕС — это наглядный пример по молодежи каждой страны БРИКС.

Однако есть международные организации, которые представляют наибольший интерес для молодежи. Среди них БРИКС, которая, согласно результатам исследования, стала одной из наиболее привлекательных для молодежи Бразилии, ЮАР, Китая, России и Индии.

В развитии сотрудничества с БРИКС заинтересовано 97% молодежи Бразилии, 94% молодежи ЮАР, 88% молодежи Китая, 80% молодежи России, 61% молодежи Индии.


2
Молодежь стран БРИКС определила интересные для них форматы сотрудничества между странами БРИКС в различных

сферах жизнедеятельности. Среди наиболее интересных форматов стоит выделить:

культуру (обмен книгами, совместные выставки, театральные постановки и пр.), студенческие обмены и совместные образовательные программы (лекции, тренинги и пр.), бизнес и инвестиции, дипломатическое сотрудничество.


3
Респондентам было предложено дать описание образа БРИКС сегодня и БРИКС будущего. При описании современного
БРИКС в каждой стране среди наиболее популярных описательных слов-характеристик были: сила, развитие,
влияние, сотрудничество, интеллект. При описании БРИКС будущего среди лидеров оказались: развитие, лидерство,
единство, инновации, мощь, сила.

4

При анализе описания восприятия БРИКС молодежью Бразилии, ЮАР, Китая, Индии и России выявлен ряд наиболее популярных позиций:

• БРИКС — организация, которая объединяет страны с богатой историей, культурой, некоторые из них являются локомотивами мировой экономики. Поэтому объединение будет набирать обороты развития и постепенно становиться лидером на мировой арене;

• БРИКС — организация, которая представляет страны, воспринимаемые странами Запада как нечто заведомо слабое, однако благодаря объединению в рамках БРИКС страны имеют возможность изменить этот образ восприятия и прийти к укреплению многополярного мира.

5

Респондентам в анкетировании был предложен набор образов восприятия России (друг, партнер, лидер, конкурент,

оппонент и пр.) Образы, которые несут в себе положительную оценку, получили наибольшую поддержку

респондентов. Так, одним из самых популярных среди молодежи стран БРИКС стал образ «Россия — наш друг».

С этим образом согласны 91% молодежи Бразилии, 88% молодежи Китая, 77% молодежи ЮАР, 52% молодежи Индии.

На фоне всех стран именно в Индии показатели положительного восприятия Россия и БРИКС всегда ощутимо ниже, чем у других, при этом группу людей в Индии, которая положительно относится к России и БРИКС, нельзя назвать маленькой.

6
В то же время есть доля молодежи в каждой стране БРИКС, которая воспринимает Россию как конкурента. Так, порядка 35% молодежи Индии и ЮАР видят в России конкурента, еще 27% молодежи ЮАР затрудняются дать однозначный ответ, в Индии этот показатель достиг отметки в 33%. Доля респондентов с идентичной позицией в Китае и Бразилии ниже: 17% молодежи Китая и 6% в Бразилии видят в России конкурента, а также 25% и 11% соответственно затрудняются дать ответ.

7
Также респонденты дали оценку развитию отношений своих стран с Россией, оценив, в правильном ли векторе они развиваются. Большая часть молодежи стран БРИКС считает, что отношения их стран с Россией развиваются в правильном ключе (82% молодежи Китая, 76% молодежи Бразилии, 72% молодежи ЮАР и Индии). В этом контексте важно отметить и заинтересованность в увеличении интенсивности сотрудничества с Россией со стороны молодежи стран БРИКС — необходимость этого отмечают 92% молодежи Бразилии, 91% молодежи Китая, 83% молодежи ЮАР и 54% молодежи Индии.

8

В части студенческих обменов и обучения в России в целом молодежь стран БРИКС отмечает потенциальное желание пройти обучение в России: 83% молодежи ЮАР, 69% молодежи Китая, 65% молодежи Бразилии, 46% молодежи Индии.

В положительном образе России ключевую роль играют два фактора:

• широкая известность ключевых достижений России, на основе которых построен положительный образ (русские хакеры и научные открытия, балет, литература, военные достижения, достижения периода СССР и пр.);

• направленность в сторону развития многополярного и более справедливого мироустройства представляет особый

интерес для молодежи стран БРИКС.

БЫТЬ В КУРСЕ
Новости о работе проекта, мероприятиях, консультировании НКО и НПО в Telegram-канале