Задачи исследования:
Определен образ БРИКС в представлении молодежи стран БРИКС;
Определен образ России в представлении молодежи стран БРИКС;
Определены ключевые ценности молодежи стран БРИКС;
Определены желаемые форматы сотрудничества между молодежью России и стран БРИКС;
Определены желаемые форматы сотрудничества между молодежью стран БРИКС;
Определено представление молодежи БРИКС о культуре и достижениях России.
Исследование проводилось в 2024 году на родном языке респондентов в их стране проживания.
Форматы: качественный (фокус-группы) и количественный (анкетирование) с охватом 5 500 респондентов:
Целевая аудитория исследования
Молодые люди в возрасте 18–35 лет, обучающиеся в колледжах и высших учебных заведениях, а также работающая молодежь стран БРИКС.Результаты исследования показывают, что сегодня большая часть международных организаций представляют интерес для молодежи. Даже в случае той или иной конфронтации их государств с рядом стран или международных организаций, молодое поколение продолжает рассматривать все институты как потенциальную возможность получить дополнительный фактор развития своих стран. Так, 69% молодежи России заинтересовано в развитии сотрудничества с ЕС — это наглядный пример по молодежи каждой страны БРИКС.
Однако есть международные организации, которые представляют наибольший интерес для молодежи. Среди них БРИКС, которая, согласно результатам исследования, стала одной из наиболее привлекательных для молодежи Бразилии, ЮАР, Китая, России и Индии.
В развитии сотрудничества с БРИКС заинтересовано 97% молодежи Бразилии, 94% молодежи ЮАР, 88% молодежи Китая, 80% молодежи России, 61% молодежи Индии.
сферах жизнедеятельности. Среди наиболее интересных форматов стоит выделить:
культуру (обмен книгами, совместные выставки, театральные постановки и пр.), студенческие обмены и совместные образовательные программы (лекции, тренинги и пр.), бизнес и инвестиции, дипломатическое сотрудничество.
При анализе описания восприятия БРИКС молодежью Бразилии, ЮАР, Китая, Индии и России выявлен ряд наиболее популярных позиций:
• БРИКС — организация, которая объединяет страны с богатой историей, культурой, некоторые из них являются локомотивами мировой экономики. Поэтому объединение будет набирать обороты развития и постепенно становиться лидером на мировой арене;
• БРИКС — организация, которая представляет страны, воспринимаемые странами Запада как нечто заведомо слабое, однако благодаря объединению в рамках БРИКС страны имеют возможность изменить этот образ восприятия и прийти к укреплению многополярного мира.Респондентам в анкетировании был предложен набор образов восприятия России (друг, партнер, лидер, конкурент,
оппонент и пр.) Образы, которые несут в себе положительную оценку, получили наибольшую поддержку
респондентов. Так, одним из самых популярных среди молодежи стран БРИКС стал образ «Россия — наш друг».
С этим образом согласны 91% молодежи Бразилии, 88% молодежи Китая, 77% молодежи ЮАР, 52% молодежи Индии.
На фоне всех стран именно в Индии показатели положительного восприятия Россия и БРИКС всегда ощутимо ниже, чем у других, при этом группу людей в Индии, которая положительно относится к России и БРИКС, нельзя назвать маленькой.В части студенческих обменов и обучения в России в целом молодежь стран БРИКС отмечает потенциальное желание пройти обучение в России: 83% молодежи ЮАР, 69% молодежи Китая, 65% молодежи Бразилии, 46% молодежи Индии.
В положительном образе России ключевую роль играют два фактора:
• широкая известность ключевых достижений России, на основе которых построен положительный образ (русские хакеры и научные открытия, балет, литература, военные достижения, достижения периода СССР и пр.);
• направленность в сторону развития многополярного и более справедливого мироустройства представляет особый
интерес для молодежи стран БРИКС.